Тормозная система – одна из ключевых систем автомобиля, от которой напрямую зависит безопасность на дороге. Тем не менее многие автовладельцы уделяют повышенное внимание двигателю и ходовой, порой забывая о надлежащем уходе за тормозами. В результате со временем эффективность тормозов снижается, что может привести к аварийной ситуации. Чтобы этого не допустить, важно знать, как правильно обслуживать тормозную систему и какие меры профилактики принимать.
Регулярное обслуживание тормозов – залог вашей безопасности. Опыт показывает, что проводить профилактический осмотр тормозной системы желательно не реже 1–2 раз в год, например при плановом ТО (либо отдельно). На таких осмотрах проверяется степень износа колодок и дисков, уровень и состояние тормозной жидкости, работа тормозных механизмов. Своевременная замена изношенных деталей позволит избежать отказа тормозов и дорогостоящего ремонта в будущем.
Исправные тормоза обеспечивают уверенное и своевременное замедление и остановку автомобиля. Однако при неисправностях в системе поведение автомобиля при торможении меняется. Рассмотрим основные признаки, которые сигнализируют о проблемах с тормозной системой:
Посторонние звуки при торможении. Скрип, визг или скрежет, возникающие при нажатии на педаль тормоза, обычно указывают на то, что тормозные колодки сильно изношены и требуют замены. Металлический скрежет “на холодную” может означать, что фрикционная накладка стёрлась полностью и трётся металл об металл.
Ухудшение тормозного эффекта. Если автомобиль стал тормозить хуже – нужно сильнее давить на педаль, а остановочный путь увеличился – вероятно, возникла неполадка. Чаще всего это либо износ колодок, либо загрязнение/старение тормозной жидкости (например, в ней появилась влага, снизившая эффективность торможения).
Дрожь, вибрация при торможении. Бьёт рулевое колесо или вибрирует педаль при нажатии тормоза – верный признак дефектов тормозных дисков. Возможна деформация (поведённость) дисков или наличие толстого слоя отложений на их поверхности.
“Мягкая” педаль тормоза. Если педаль стала проваливаться слишком глубоко или ощущается ватной, и для эффективного торможения её приходится “качать” – в системе, скорее всего, упало давление из-за утечки жидкости или попадания воздуха. Это очень опасно – при значительной утечке тормоза могут частично или полностью отказать.
Частое падение уровня жидкости. При каждом осмотре контролируйте уровень тормозной жидкости. Если она постоянно уходит и требует долива – налицо утечка в магистралях или цилиндрах. В этом случае нужно немедленно найти и устранить течь, иначе ситуация будет лишь усугубляться.
Неравномерный износ колодок. Если при замене колес или осмотре тормозов вы обнаружили, что колодки с разных сторон стёрты неодинаково, это может говорить о подклинивании суппорта или направляющих. Автомобиль при торможении может слегка уводить в сторону. Проблему нельзя оставлять без внимания – нужен ремонт суппорта и замена колодок.
Туго ходящая или пульсирующая педаль. Слишком “дубовая” педаль тормоза, которую сложно продавить, чаще всего указывает на проблемы с вакуумным усилителем или закупорку шлангов. А пульсация педали (ритмичные удары) при торможении – классический симптом искривлённых (ведущих) тормозных дисков или срабатывания ABS. В любом случае, это ненормально и требует проверки.
Нередко первые признаки неисправностей тормозов проявляются постепенно. Водитель может привыкать к ухудшению работы тормозов и не сразу замечает проблему. Важно прислушиваться к своему автомобилю. Любой необычный звук или поведение при торможении – повод провести внеплановый осмотр.
Особенно опасны критические неисправности, которые нельзя игнорировать. Например, при серьёзной утечке тормозной жидкости эффективность торможения падает катастрофически – вплоть до полного отказа тормозов. Также крайне рискованно эксплуатировать машину, если не держит ручной тормоз – на уклоне автомобиль может покатиться. Такие проблемы требуют немедленного решения.
Тормозная система включает множество компонентов: тормозные механизмы на колёсах (дисковые или барабанные), главный тормозной цилиндр, вакуумный усилитель, трубопроводы и шланги, тормозную жидкость и пр. Все они вносят вклад в общую работу тормозов. Правильный уход предполагает периодическую проверку каждого из этих узлов и замену расходников по регламенту.
Ниже приведена таблица рекомендуемых интервалов обслуживания основных частей тормозной системы в нормальных условиях эксплуатации:
Компонент | Рекомендуемый интервал замены |
---|---|
Тормозные колодки | ~30–50 тыс. км пробега (в зависимости от стиля езды и материала колодок). Проверять износ рекомендуется каждые 10–15 тыс. км или при каждом сезонном ТО. |
Тормозные диски | В среднем каждые ~80 тыс. км пробега. Заменяются раньше при достижении минимальной толщины, сильной выработке или деформации. Меняются парой на оси. |
Тормозная жидкость | Раз в 1–2 года (примерно каждые 30–40 тыс. км) – в зависимости от типа жидкости и условий эксплуатации. Проверять уровень – постоянно, состояние – раз в год. |
Тормозные шланги | Каждые ~5 лет службы. Со временем резина стареет и трескается, поэтому даже при внешне целых шлангах спустя 5–6 лет их стоит заменить профилактически. |
Примечание: указанные значения усреднённые. Реальные рекомендации производителя вашего автомобиля могут отличаться. Всегда ориентируйтесь на официальное руководство по эксплуатации и состояние конкретных деталей. При агрессивной езде или тяжёлых условиях (горные дороги, спортрежим) интервалы замены сокращаются.
Далее рассмотрим подробнее, как ухаживать за каждым элементом тормозной системы.
Тормозные колодки принимают на себя основную нагрузку при замедлении – их фрикционная накладка трётся о диск (или барабан), превращая кинетическую энергию автомобиля в тепло. В процессе этой работы колодки постепенно стираются. Даже при спокойной езде ресурс качественных колодок обычно не превышает 30–50 тыс. км. Если же часто тормозить резко, пробег до замены может снизиться и до 15–20 тыс. км. Поэтому важно регулярно контролировать толщину накладок.
Современные дисковые колодки часто оснащены индикаторами износа – механическими (скрипун) или электронными. Скрипун начинает издавать визг при торможении, когда накладка почти стерлась. Электронный датчик на некоторых авто зажигает лампу на панели. Но полагаться только на индикаторы не следует – лучше осматривать колодки профилактически, например, при каждой замене колес. Минимально допустимая толщина фрикционного слоя – около 2 мм (точное значение указано производителем). Если колодка тоньше, её необходимо менять немедленно.
Замена колодок показана при появлении следующих признаков износа:
Увеличился тормозной путь, автомобиль замедляется менее эффективно.
Машину ведёт в сторону при торможении – возможно, из-за неравномерного износа колодок и подклинивания суппорта.
Педаль тормоза возвращается назад медленно после отпуска – косвенно указывает на проблемы с суппортом или цилиндром.
Падает уровень тормозной жидкости (при отсутствии утечек) – изношенные колодки могли привести к большему выходу поршней из суппортов, “взяв” больше жидкости из бачка.
При торможении слышен скрип или скрежет – вероятно, накладки стерты до предела.
При замене колодок рекомендуется менять комплект на обеих сторонах оси одновременно – левую и правую. Даже если с одной стороны колодки износились чуть сильнее, установка новых с одной стороны нарушит баланс торможения. Кроме того, если колодки износились неравномерно, стоит проверить и обслужить суппорт (направляющие, поршень).
Ездить с переработанными “в ноль” колодками категорически нельзя. В этом случае металлическое основание колодки начнёт тереть тормозной диск, сильно царапая его. Торможение резко ухудшится, появится громкий скрежет металла, колёса могут “бить”. Машина фактически останется без нормальных тормозов – до замены таких колодок эксплуатировать авто запрещено.
Как продлить срок службы колодок? Старайтесь избегать резких торможений, особенно на высоких скоростях – это уберегает колодки от перегрева и преждевременного износа. Не нажимайте на тормоз без нужды во время движения (например, некоторые водители держат ногу на педали, слегка касаясь – это вызывает лишний износ). Если машину моют или вы попали под сильный дождь – первые километры тормозите мягко, чтобы просушить колодки и диски.
Наконец, выбирайте качественные колодки надежных производителей – они не только дольше служат, но и меньше пылят, реже скрипят и бережнее относятся к дискам. В нашем магазине вы можете подобрать оптимальный комплект колодок под свой автомобиль.
Тормозная жидкость играет роль “крови” в гидравлической системе тормозов. При нажатии педали она передаёт давление от главного цилиндра к рабочим цилиндрам на колёсах, заставляя колодки сжиматься. Эта жидкость рассчитана на высокие температуры (до 230–300°C и выше, в зависимости от DOT-класса) и большое давление. Однако со временем её свойства ухудшаются главным образом из-за гигроскопичности – способности впитывать влагу из воздуха.
Когда вода накапливается в тормозной жидкости, происходит опасный эффект: при нагреве (интенсивном торможении) вода закипает значительно раньше, чем свежая жидкость, и внутри магистралей появляются пузырьки пара. Пар сильно сжимается, и вы ощущаете провал педали – тормоза “пропадают”. Кроме того, вода вызывает коррозию металлических частей – цилиндров, трубок.
Поэтому замена тормозной жидкости регламентирована: не реже одного раза в 2 года либо каждые ~30–40 тыс. км пробега. Многие производители указывают 2 года как обязательный интервал. Влажный климат, частые перепады температур (зима/лето) или спортивный стиль езды требуют ещё более частой замены – возможно, ежегодно.
В процессе эксплуатации контролируйте уровень и состояние жидкости. Бачок обычно полупрозрачный с метками MIN и MAX. Нормальный цвет свежей жидкости – светло-жёлтый или почти бесцветный. Если жидкость потемнела до бурого или чёрного – пора менять. Также существуют тестеры, измеряющие процент содержания воды или точку кипения – можно проверить в сервисе.
Как правильно заменить тормозную жидкость? Обычно процедуру выполняют на СТО, но возможно и самостоятельно при наличии навыков. Старая жидкость полностью откачивается или выдавливается из системы (начиная с дальнего от главного цилиндра колеса), затем заливается свежая жидкость и выполняется прокачка – удаление воздуха из всех тормозных контуров. Важно: используйте тормозную жидкость того типа, который предусмотрен для вашего автомобиля (DOT3, DOT4, DOT5.1 – смешивать разные типы нельзя). Тормозные жидкости разных классов имеют разный химический состав и температуру кипения, их несоответствие может ухудшить работу тормозов или повредить уплотнения.
Также никогда не доливайте в систему старую жидкость, хранившуюся долгое время в открытой ёмкости – за время хранения она уже набрала влагу из воздуха. Открытую канистру с DOT-жидкостью хранят не более нескольких месяцев, плотно закрыв крышку.
Помните, что тормозная жидкость токсична и разъедает лакокрасочное покрытие автомобиля. Будьте осторожны при работе: не проливайте её на кузов, а если попала – сразу смойте большим количеством воды. Утилизируйте отработанную жидкость экологично, не выливая на землю.
Регулярно обновляя тормозную жидкость и поддерживая её уровень, вы гарантируете стабильную работу тормозов в любых условиях – от зимних холодов до скоростных спусков.
Тормозные диски (в паре с колодками) обеспечивают эффективное дисковое торможение на современных автомобилях. Фронтальная (передняя) ось почти всегда оснащена дисковыми тормозами, задняя – либо дисковыми, либо барабанными. Диски изготовлены из высокопрочного чугуна или стали, способных выдерживать большие температуры. Тем не менее они тоже изнашиваются: рабочая поверхность стирается, толщина диска уменьшается. Кроме того, диски подвержены перегреву, особенно при экстремальных нагрузках, что может вызвать их искривление.
Признаки проблем с тормозными дисками частично совпадают с симптомами, перечисленными ранее:
Вибрация руля или педали при торможении – вероятно, диски деформированы (например, “повело” от перегрева).
Посторонний металлический звук – может появляться, когда на диске образовался бурт (ободок ржавчины) и колодки трутся об него, либо если диск критически тонкий.
Сниженная эффективность торможения даже при новых колодках – возможно, диск покрыт налётом, имеет маслянистые пятна (например, из-за попадания смазки или тормозной жидкости). Такой диск нужно очистить или заменить.
Видимые трещины или сколы на диске – редкое явление, чаще на спортивных перфорированных дисках. Но если трещина обнаружена, эксплуатировать диск нельзя ни в коем случае.
Для контроля состояния дисков при ТО обычно измеряют их толщину. Производителем устанавливается минимально допустимая толщина (например, 22 мм для нового диска и 20 мм – минимально). Если диск сточился до предела – он подлежит замене. Также оценивают состояние поверхности: равномерная ли она, нет ли глубоких борозд и пятен перегрева (синеватого оттенка металла).
Ресурс дисков может достигать 70–100 тыс. км, но это сильно зависит от стиля езды. Многие мастера советуют менять диски через каждые две смены колодок. Практика показывает, что к 80 тыс. км пробега стоит планово заменить тормозные диски, не дожидаясь экстремального износа.
Замена дисков всегда выполняется комплектом на ось: одновременно левый и правый. Даже если один диск кажется ещё нормальным, вместе с парным новым они будут иметь разную толщину и свойства, что приведёт к неравномерному торможению. Кроме того, после установки новых дисков почти всегда ставят новые тормозные колодки (старые, притёртые к изношенному диску, не подойдут к новой гладкой поверхности и быстро её испортят).
После замены дисков обязательно проверьте и отрегулируйте при необходимости работу стояночного тормоза (если задние диски совмещены с функцией ручника) и систему ABS (если снимались датчики).
Как ухаживать за тормозными дисками? В повседневной эксплуатации они не требуют специального ухода, кроме периодической очистки (снятия налёта и ржавчины – об этом мы говорили в разделе очистки тормозов). Основное – следить, чтобы колодки были вовремя заменены, а суппорты работали корректно (не перегревали диск). Избегайте резких охлаждений нагретых дисков: не мойте горячие колёса холодной водой, не въезжайте на скорости в ледяную воду – это может вызвать микротрещины или деформацию.
В случае, если вы испытываете повышенные нагрузки на тормоза (гонки, частые горные спуски), рассмотрите установку усиленных спортивных дисков или колодок – они лучше переносят перегрев. Однако для обычной городской и трассовой езды штатных дисков при правильном уходе вполне достаточно.
Тормозной суппорт – это механизм, который прижимает колодки к диску. Конструктивно состоит из корпуса, одного или нескольких поршней, уплотнителей и направляющих пальцев (салазок). Суппорты бывают плавающими (однопоршневые) и фиксированными (многопоршневые), но суть работы схожа.
Основная задача ухода за суппортами – не допустить их заклинивания. Заклинивание суппорта может происходить по двум основным сценариям:
Суппорт не разжимается полностью (поршень не уходит назад). В этом случае колодка всё время немного притёрта к диску. Признаки: после поездки один диск сильно горячий (может даже пахнуть горелым), машина слегка тормозится даже без нажатия на педаль, ухудшается разгон, повышается расход топлива, автомобиль ведёт в сторону. Колодки при этом изнашиваются очень быстро.
Суппорт не сжимается как следует (поршень застрял в утопленном положении). Тогда при нажатии на педаль тормоза одно колесо почти не тормозит. Признаки: машину уводит в сторону при торможении (в противоположную от неисправного суппорта), торможение заметно ослаблено.
Причины заклинивания – коррозия поршня или направляющих, старение манжет, грязь. Как предотвратить эти проблемы?
Каждую замену колодок сочетайте с обслуживанием суппортов. Необходимо очищать механизм от пыли и ржавчины, проверять лёгкость хода поршня. Если поршень туго выходит при вдавливании – суппорт требует ремонта.
Смазывайте направляющие пальцы суппорта при каждом техобслуживании тормозов. Используйте специальную термостойкую смазку для суппортов. Ни в коем случае не применяйте литол, графитку или обычное масло – при нагреве они теряют свойства или разъедают резиновые втулки. Специальная же смазка обеспечит плавное скольжение и защитит пальцы от ржавчины.
Следите за состоянием пыльников поршня и направляющих. Если где-то порвалась резиновая крышка – грязь и вода попадут внутрь, что быстро выведет суппорт из строя. При обнаружении повреждённого пыльника сразу замените его (для поршня обычно подходит ремкомплект суппорта).
Раз в несколько лет проводите профилактику суппортов. Многие автопроизводители не регламентируют этого, но практика показывает, что раз в 3–5 лет полезно полностью разобрать суппорт, убрать ржавчину, заменить все резинки (манжеты, пыльники) и собрать заново с новой смазкой. Это можно совместить с заменой тормозных дисков, например.
Если же вы заметили описанные ранее признаки заклинивания – незамедлительно займетесь ремонтом суппорта. Продолжительная езда с заклинившим суппортом может привести к перегреву тормозного диска (до его деформации или трещин), разрушению колодок и вытеканию тормозной жидкости. Восстановить суппорт обычно позволяет установка ремкомплекта – замена уплотнительных резинок и, при необходимости, поршня. Об этом – в следующем разделе.
Как уже упоминалось, многие компоненты тормозов можно отремонтировать, не меняя целиком узел, а заменив в нём изношенные части. Для этого существуют ремонтные комплекты. Самый распространённый – ремкомплект тормозного суппорта, а также ремкомплекты главного тормозного цилиндра и колесных цилиндров (в барабанных тормозах).
Когда необходим ремкомплект суппорта? Основные случаи:
Обнаружена утечка тормозной жидкости в районе суппорта (видны потёки около поршня) или поршень движется рывками – это значит, что манжеты поршня износились или повреждены. Ремкомплект суппорта обычно включает новые резиновые манжеты, пыльники, уплотнительные кольца, иногда направляющие пальцы и смазку. Установив его, можно устранить течь и восстановить плавность хода поршня.
Клинит направляющие пальцы суппорта – если старые пальцы заржавели или погнулись, в ремонтный набор могут входить новые пальцы и втулки.
Восстановление после перегрева. Если суппорт перегрелся (например, из-за длительного заклинивания), резиновые детали теряют свойства – их тоже стоит поменять на новые из комплекта.
Применение ремкомплекта требует аккуратности: нужно тщательно очистить все детали от коррозии (например, внутри гнезда под поршень), очень осторожно, не повредив, установить новые манжеты, использовать свежую тормозную жидкость для смазки резинок при сборке. После сборки обязательно прокачать тормоза, удалить воздух.
Помимо суппортов, ремкомплекты главного цилиндра позволяют заменить изношенные уплотнения и вернуть ему работоспособность. Аналогично, в барабанных тормозах при подтёках из колесного цилиндра можно заменить резинки (правда, сами цилиндрики стоят недорого, и их часто меняют целиком).
Преимущество ремонта с ремкомплектом – экономия. К примеру, новый суппорт может стоить в разы дороже, чем набор резинок к нему. Однако важно, чтобы сам корпус и поршень суппорта были ещё пригодны (без критичной коррозии). Если же металл повреждён (глубокая ржавчина, задиры), то увы – надёжнее будет заменить весь узел.
Наш интернет-магазин предлагает ремкомплекты тормозных суппортов, главных и рабочих цилиндров для большинства популярных автомобилей. Если вы обладаете необходимыми навыками или ваш механик готов провести такой ремонт, это зачастую выгодное решение.
Тормозная жидкость циркулирует по системе трубок и гибких шлангов, связывающих педаль тормоза с каждым колесом. Эти компоненты тоже требуют периодического внимания:
Сталевые трубки. Обычно проложены вдоль кузова. Со временем на них может появиться коррозия, особенно в местах креплений или изгибов. Осматривайте трубки раз в год – при обнаружении сильной ржавчины лучше заменить участок трубопровода, не дожидаясь, пока он проржавеет насквозь. Помните: лопнувшая трубка = мгновенная потеря тормозов на контуре!
Гибкие резиновые шланги. Соединяют трубки с тормозными механизмами на колесах (где нужна подвижность при поворотах и ходе подвески). Ресурс шлангов ограничен – порядка 5–6 лет. Затем резина деградирует: появляются микротрещины, набухание. Изнутри может отслаиваться слой, перекрывая поток жидкости. Поэтому каждые 5 лет шланги желательно менять – даже если внешне они выглядят нормально. Также их меняют обязательно, если видны трещины, вздутия, мокрые пятна (признак просачивания жидкости).
Меняя шланги, следует использовать новые медные шайбы (уплотнения) на соединениях и после установки тщательно прокачать систему. Кстати, при тюнинге тормозов иногда ставят армированные тормозные шланги в металлической оплётке – они менее подвержены разбуханию и служат дольше. Но даже они не вечны и тоже требуют контроля.
Регулярно проверяйте тормозные линии на предмет повреждений (например, ударов камней) и протечек. Малейшая капелька тормозной жидкости на соединении – знак проблемы. В таком случае сразу меняйте повреждённый элемент и не эксплуатируйте авто, пока утечка не устранена.
Как уже отмечалось, чистота деталей тормозной системы напрямую влияет на эффективность торможения и срок службы компонентов. В процессе работы тормозов образуется тормозная пыль, накапливается грязь, может появляться ржавчина. Поэтому периодическая чистка тормозных механизмов крайне желательна.
Когда чистить тормоза:
При каждом ремонте тормозов – будь то замена колодок, дисков, суппортов и т.д.. Перед сборкой новых деталей старые поверхности нужно очистить.
При плановом ТО весной и осенью – чтобы удалить солевые отложения после зимы и грязь после лета.
Официальные сервисы зачастую выполняют очистку автоматически при обслуживании, а вот при самостоятельном ремонте или на некоторых СТО этот шаг могут пропустить. Но пропускать его не стоит: например, новая колодка на грязном суппорте будет ходить плохо, может заклинить.
Для эффективной и безопасной очистки используйте специальный очиститель тормозов (Brake Cleaner). Это спрей, разработанный специально для удаления тормозной пыли, масел и грязи с тормозных деталей. Его формула подобрана так, чтобы не навредить резиновым и пластиковым элементам, и быстро испариться, не оставляя следов. Не следует использовать бензин, солярку, WD-40 и прочие неподходящие жидкости – они могут повредить резиновые уплотнения и пыльники, а также оставить жирную плёнку, ухудшающую торможение.
Процесс применения очистителя прост: снимите колесо (для удобства доступа), защитите глаза и органы дыхания (мелкая пыль вредна), обильно распылите очиститель на тормозной диск, суппорт, скобу, колодки и прочие детали. Грязная жидкость будет стекать – подставьте ёмкость или подстелите картон. При сильном загрязнении можно аккуратно потереть щёткой (металлической щёткой – только металлические части, не касаясь резинок) и повторно нанести спрей. После обработки дайте деталям просохнуть несколько минут – очиститель испарится, оставив всё сухим и чистым. Теперь можно собирать тормоза обратно.
Заметим, что очиститель тормозов – недорогое и полезное средство, которое найдёт применение и вне тормозной системы. Им можно очищать и обезжиривать любые металлические детали, узлы сцепления, механизмы перед сборкой и т.д. Поэтому имеет смысл всегда иметь баллончик в гараже. Приобрести качественный очиститель вы можете у нас – мы предлагаем автохимию ведущих производителей.
В заключение, несколько важных советов по эксплуатации, чтобы ваши тормоза служили дольше и работали надёжнее:
Избегайте агрессивного торможения без надобности. Резкие торможения “в пол” – главный враг тормозных механизмов. Они вызывают экстремальный нагрев дисков и колодок, что приводит к быстрому износу. Старайтесь прогнозировать дорожную ситуацию и снижать скорость плавно. Экстренный тормоз – только для экстренных случаев.
Не перегружайте машину сверх меры. Лишний груз увеличивает нагрузку на тормоза. Если часто возите тяжёлое – будьте готовы, что и менять колодки/диски придётся чаще. Возможно, имеет смысл установить более производительные тормоза (например, усиленные колодки) при регулярной перегрузке.
При спуске с гор пользуйтесь двигателем. Длинные спуски на тормозах перегревают систему. Переключайтесь на пониженную передачу – двигатель будет помогать тормозить, и нагрузка на тормоза снизится.
Проверяйте тормоза перед дальними поездками. Особое внимание – состоянию колодок и уровню жидкости. Небольшой осмотр (заглянуть в колесные диски или через смотровое окно суппорта, оценить толщину колодок) отнимет 5 минут, но даст уверенность.
Не игнорируйте техобслуживание. Меняйте жидкость по графику, смазывайте суппорты, очищайте тормоза. Тормозная система – не та область, где стоит “экономить” на обслуживании, ведь речь о вашей безопасности.
Используйте качественные запчасти. Дешёвые несертифицированные колодки или жидкость сомнительного происхождения могут подвести в критический момент. Лучше выбирать продукцию проверенных брендов (без упоминания конкретных названий, просто сертифицированные аналоги оригинальных деталей).
Надеемся, данный обзор помог вам разобраться, как правильно ухаживать за тормозной системой автомобиля. Подведем итог: регулярно проверяйте и при необходимости меняйте тормозные колодки, диски, своевременно обновляйте тормозную жидкость, следите за состоянием суппортов, шлангов и других элементов. Не ждите, пока мелкая неисправность перерастёт в серьёзную проблему – в тормозах мелочей не бывает.
Помните, что исправные тормоза – залог уверенности на дороге. Тратя небольшое время и средства на профилактику, вы экономите куда большие ресурсы, которые могли бы уйти на ремонт после аварии или на ускоренный износ деталей.
Если в ходе осмотра вы обнаружили, что какие-то компоненты требуются к замене или обслуживанию – загляните в каталог нашего интернет-магазина. У нас вы найдёте все необходимые запчасти и расходники для тормозной системы: от тормозных колодок и дисков до качественной тормозной жидкости, очистителей тормозов, тормозных шлангов и ремкомплектов суппортов. Мы поможем подобрать детали, подходящие именно вашему авто, чтобы вы могли вновь сесть за руль с чувством полной уверенности в своих тормозах!