Вступление: Каждый автолюбитель, планируя путешествие или дальнюю поездку, задумывается о том, что должно быть в багажнике. Дорога непредсказуема, и правильный набор в дорогу для авто поможет справиться с большинством неприятностей. Обязательные вещи в машине – это не просто формальность, а залог вашей безопасности, комфорта и быстрой ликвидации форс-мажоров. В этой статье мы рассмотрим полный список необходимого снаряжения для автомобиля, объясним важность каждого предмета, дадим сезонные рекомендации (зима vs лето) и советы для путешествий по Украине. Материал структурирован для удобства: вы найдете списки, подзаголовки и практические примеры, без «воды» – только полезные советы для автолюбителей.
Прежде всего отметим, что существуют минимальные требования Правил дорожного движения. На законодательном уровне каждый водитель обязан иметь в авто три вещи: медицинскую аптечку, огнетушитель и аварийный знак. За отсутствие этих предметов грозит штраф, и главное – их отсутствие может стоить здоровья или даже жизни в критической ситуации. В то же время опытные водители советуют не ограничиваться этим минимумом, а укомплектовать багажник расширенным набором вещей для разных ситуаций. Итак, рассмотрим подробно, что должно быть в автомобиле, чтобы вы были готовы к любым дорожным обстоятельствам.
Начнем с тех вещей, без которых немыслим обязательный набор в машине. Это средства безопасности и аварийного реагирования, необходимые в каждом авто без исключения. Они позволят оказать первую помощь, потушить возгорание или обозначить автомобиль в случае аварии. Сюда относятся автомобильная аптечка, огнетушитель, аварийный знак и светоотражающий жилет. Рассмотрим каждый подробнее.
Автомобильная аптечка – предмет №1, который должен лежать в багажнике любого авто. Именно с нее начинается список обязательных вещей. По нормам аптечка должна содержать базовый набор перевязочных материалов и средств для оказания первой помощи: стерильные бинты разной ширины, марлевые салфетки, жгут для остановки кровотечения, бактерицидный пластырь, перевязочные пакеты, ножницы, пару пар резиновых перчаток и т.д.. Важно, что этот стандартный состав не включает лекарства, но он универсален и подходит для помощи кому угодно.
Однако опыт подсказывает, что аптечку стоит дополнить медикаментами. Например, добавьте обезболивающее – оно может спасти человека от болевого шока при травме. Если у вас или ваших близких есть хронические заболевания, положите в аптечку индивидуальные лекарства (например, средство от аллергии, ингалятор от астмы, сердечные препараты и т.п.). Также не помешают антисептик для обработки ран (перекись водорода или хлоргексидин), противовоспалительные и жаропонижающие препараты, активированный уголь при отравлениях. Таким образом вы подготовитесь к самым распространенным экстренным ситуациям, пока не прибудет скорая помощь.
Аптечку следует хранить в доступном месте (в багажнике или салоне, но так, чтобы при аварии она не вылетела). Проверяйте ее содержимое ежегодно: у многих средств есть срок годности. Просроченные лекарства или высохшие перевязочные материалы надо заменить. Желательно, чтобы аптечка была в прочном, хорошо заметном футляре (обычно это красная или оранжевая сумочка с белым крестом). Сегодня легко найти готовые автомобильные аптечки, укомплектованные по стандарту Минздрава. Рекомендуем обратить внимание на наборы от CarLife или Дорожня Карта – они содержат качественные материалы и понятную инструкцию по первой помощи. Имея под рукой укомплектованную аптечку, вы сможете при необходимости оказать доврачебную помощь себе, пассажирам или другим пострадавшим.
Огнетушитель – вторая вещь, без которой обязательное оснащение автомобиля немыслимо. Пожар в машине может возникнуть мгновенно (например, из-за короткого замыкания или утечки топлива), и небольшой автомобильный огнетушитель способен предотвратить большое несчастье. По нормам, минимальный рекомендуемый объем огнетушителя для легкового авто – 2 кг (или ~2 литра для жидкостного типа). Именно такие компактные порошковые или углекислотные баллончики наиболее распространены. Они легко помещаются под сиденьем или крепятся в багажнике.
Однако специалисты отмечают, что даже 2–4 кг огнетушителя может не хватить для полного тушения возгорания. Пламя в моторном отсеке или салоне распространяется очень быстро, и одного баллона может оказаться мало. Поэтому желательно иметь хотя бы два огнетушителя: например, один 2-килограммовый под сиденьем водителя и еще один – большего объема – в багажнике. Если места мало, ограничьтесь одним, но убедитесь, что он в исправном состоянии и со свежим сроком годности. Обязательно контролируйте манометр (давление) на баллоне, если он есть: стрелка должна быть в зеленой зоне. Раз в год переворачивайте баллон вверх дном и встряхивайте, чтобы порошок внутри не слеживался.
Что касается типа огнетушителя: в легковом авто обычно используют либо порошковые (маркировка ОП, на 2–4 кг порошка) либо углекислотные (ОУ, с массой заряда ~2 кг газа). Порошковые дешевле и эффективны для тушения топлива, масел, электропроводки, но после них остается трудно удаляемый порошковый осадок. Углекислотные (углекислый газ под давлением) не оставляют следов, но менее эффективны на открытом воздухе и опасны при использовании в замкнутом пространстве (можно получить обморожение или отравиться CO₂). Выбор типа – за вами, главное вообще иметь огнетушитель в машине.
Советуем покупать сертифицированные автомобильные огнетушители от известных производителей. Например, бренд FIRE STOP предлагает компактные 1-литровые и 2-литровые модели, которые снабжены креплением. Такой огнетушитель можно закрепить в багажнике или под сиденьем для быстрого доступа. Убедитесь, что все водители вашей семьи умеют им пользоваться: сорвать пломбу/чеку, направить насадку на основание пламени и нажать на рычаг. Эти простые действия в критический момент спасут ваше авто и жизни людей.
Знак аварийной остановки – это складной треугольник красного или оранжевого цвета со светоотражающими элементами. Он входит в тройку обязательных предметов согласно ПДД. Назначение этого знака – предупредить других участников движения о том, что ваш автомобиль остановился на дороге из-за поломки или аварии. Использование аварийного треугольника позволяет избежать вторичных ДТП, ведь заранее привлекает внимание водителей к препятствию впереди.
Стандартный аварийный знак изготовлен из легкого пластика, в разложенном виде имеет треугольную форму и стоит на маленьких ножках. Края треугольника обычно оклеены красной светоотражающей пленкой, чтобы знак был заметен в свете фар в темноте. В сложенном состоянии он компактно хранится в кейсе и занимает минимум места.
Как правильно выставить знак? Если пришлось остановиться на обочине или полосе из-за поломки или аварии, сразу включите аварийную световую сигнализацию и поставьте треугольник позади автомобиля. В населённом пункте расстояние от авто должно быть не менее 20 м, вне населённого – 40 м (или ~100 шагов). На скоростных трассах и автомагистралях можно увеличить дистанцию до 50–100 м. При недостаточной видимости (туман, сильный дождь) также стоит увеличить расстояние. Знак ставят позади автомобиля по центру полосы, на расстоянии примерно 1 м от края проезжей части. Убедитесь, что он устойчиво стоит и не упадёт от ветра или потоков воздуха от машин.
Выбирая аварийный треугольник, обращайте внимание на его сертификацию (лучше, чтобы соответствовал европейскому стандарту ECE R27), качество материалов и наличие светоотражающего контура. Хороший выбор – аварийные знаки от CarLife или CarCommerce: они изготовлены из прочного пластика, имеют удобный футляр для хранения и отвечают требованиям безопасности. Такой знак прослужит долго и не развалится в нужный момент. Нелишним будет приобрести сразу два треугольника – в некоторых странах ЕС (а при поездке за границу это актуально) правила обязывают иметь два аварийных знака. Второй может пригодиться и в Украине, если вы буксируете другое авто: тогда один треугольник ставится позади вашей машины, а другой – позади буксируемого авто.
Светоотражающий сигнальный жилет пока не входит в список обязательных согласно нашим ПДД, но настоятельно рекомендуется как элемент безопасности. Во многих странах Европы наличие такого жилета для водителя (а лучше – для всех пассажиров) является обязательным. Жилет яркого (жёлтого, оранжевого или салатового) цвета со светоотражающими полосами делает человека на обочине хорошо заметным в темноте или при плохой погоде. Если вы вынужденно остановились ночью или меняете колесо в сумерках, жилет сохранит вам жизнь, поскольку водители за десятки метров будут видеть ваш силуэт в свете фар.
Собственно, жилет настолько дешёвый и компактный, что нет причин его не иметь. Держите его в салоне (например, в бардачке или кармане двери), чтобы в случае внезапной остановки вы могли быстро надеть его ещё перед выходом из авто. Помните: аварийные ситуации часто случаются ночью или на загородных неосвещённых дорогах, где тёмная фигура человека почти невидима для приближающегося транспорта. Один светоотражающий жилет стоит копейки, но спасает жизни – он обязательно должен быть в вашем дорожном наборе.
Выбирайте жилет по стандарту EN ISO 20471 (европейский стандарт сигнальной одежды): такие изделия имеют достаточную площадь светоотражающей поверхности. Бренды ZOLLEX и CarCommerce предлагают качественные сигнальные жилеты универсального размера. Стоит иметь как минимум один на водителя, а ещё лучше – комплект на всех пассажиров, особенно если часто путешествуете семьёй. Сложите их в багажнике: места занимают мало, но добавляют уверенности, что в случае остановки каждый, кто выходит из машины, будет в безопасности и хорошо видим на дороге.
Следующий большой блок – это инструменты и устройства для ремонта, которые помогут вам продолжить движение или устранить несложную поломку прямо на месте. Ни одна дальняя поездка на авто не обходится без сюрпризов, поэтому лучше быть готовым. Сюда относятся домкрат, запасное колесо, набор базовых инструментов, буксировочный трос, провода для «прикуривания» и компрессор для подкачки шин. Рассмотрим каждый из них и объясним, почему он так важен в дороге.
Домкрат – устройство для подъёма автомобиля, чтобы можно было заменить колесо. Пробитое колесо – одна из самых частых дорожных неприятностей, особенно на наших далеко не идеальных дорогах. Если у вас спустило или лопнуло колесо, без домкрата вы ничего не сделаете. У большинства машин штатно есть домкрат и баллонный ключ (ключ для откручивания гаек колеса), но если вы покупали авто с рук, проверьте наличие этих предметов! Часто бывает, что подержанные авто уже без домкрата или с «родным» ключом, который не подходит из-за замены колёсных дисков.
Держите в багажнике домкрат, рассчитанный на массу вашего авто. Есть разные типы: механический реечный, ромбический (винтовой), бутылочный гидравлический и т.д. Ромбические – компактные и недорогие, часто идут в комплекте с машиной. Гидравлические домкраты поднимать легче, но они тяжелее и дороже, а также занимают больше места. Главное – вовремя ими воспользоваться: устанавливайте домкрат только на ровной твёрдой поверхности, подставьте его под соответствующую точку под порогом авто (см. метки или инструкцию) и плавно поднимайте машину до отрыва колеса от земли.
Без баллонного ключа замена колеса невозможна, поэтому убедитесь, что он подходит под ваши текущие колёсные гайки/болты. Стандартный размер для легковушек – 17, 19, 21 мм. Универсальное решение – крестообразный баллонный ключ на 4 размера – с ним легче откручивать, так как можно взяться двумя руками. Не забудьте также про удлинительную трубу или специальный ключ с телескопической ручкой, если гайки сильно затянуты. Идеально иметь и моментный ключ (динамометрический) для правильной затяжки колёс при установке – но это уже для педантов, в дороге можно обойтись «на глаз».
Домкрат и ключ – это те инструменты, которые обычно идут вместе. Рекомендуем обратить внимание на домкраты брендов BELAUTO или LAVITA – они известны своей надёжностью. Например, ромбический домкрат Lavita на 1,5–2 тонны отлично подойдёт для легкового авто, а Belauto имеет серию гидравлических «бутылочных» домкратов для более тяжёлых машин. Баллонный ключ можно выбрать от Дорожня Карта – эта марка предлагает крестообразные ключи из прочной стали или удобные складные модели. Имея такой комплект, вы быстро замените колесо и продолжите путь самостоятельно, без вызова эвакуатора.
Наличие запасного колеса (запаски) в машине – ещё один критически важный момент. Многие современные авто оснащены докаткой – это маломерное временное колесо, на котором можно доехать до шиномонтажа, но не на полной скорости и недолго. Некоторые вообще не имеют запаски, вместо этого производитель кладёт ремкомплект (аэрозоль для герметизации прокола и небольшой компрессор). Если у вас как раз такой случай, советуем всё же приобрести полноразмерное запасное колесо – украинские реалии таковы, что прокол может быть серьёзным (дыра или разрез), и никакой герметик не поможет.
Проверяйте состояние своей запаски хотя бы раз в полгода. Она должна быть накачана до рекомендованного давления (обычно 2,0–2,5 бар; точное значение смотрите на стойке двери водителя), протектор не изношен критически, а диск не погнут. Часто водители забывают о запасном колесе на годы, и когда случается беда, обнаруживают, что «запаска» тоже спущена или потрескалась от старости. Не допускайте этого: включите проверку запасного колеса в график ТО. Кстати, срок службы шин – около 5–7 лет, даже если покрышка не стёрта, резина теряет свойства. Так что если вашей запаске уже лет десять – замените её профилактически.
Альтернатива – ремкомплект для шин. Он состоит из специального баллончика с герметиком и компрессора. Принцип действия: вынуть гвоздь или объект, которым прокололо колесо (если видно), накрутить шланг баллона на ниппель и выпустить герметик внутрь шины, затем подкачать колесо компрессором. Это вещество заклеивает небольшое отверстие изнутри. Ремкомплект полезен, если багажник мал и нет места для запаски. Но помните: он эффективен только при маленьких проколах в протекторе и на короткое время. Выручит добраться до ближайшего шиномонтажа, но не больше.
Выбор между запаской и ремкомплектом зависит от ваших условий эксплуатации. Если места в багажнике достаточно, однозначно возите с собой полноразмерное колесо. В противоположном случае хотя бы купите хороший ремкомплект. Компрессор в любом случае пригодится, а баллончик-герметик выберите от известного производителя, чтобы не повредить датчики давления (TPMS) и саму шину. Лучше не экономить: качественные герметики предлагают, например, Slime, Liqui Moly и др. (эти бренды не из списка пользователя, но уместно упомянуть для общей информации). Главное – не забывать потом почистить шину и отремонтировать её профессионально.
Буксировочный трос – это ваша «спасательная линия» на случай, если авто заглохло или не может двигаться самостоятельно. С его помощью вас сможет отбуксировать другая машина или вы – кого-то, кто нуждается в помощи. Трос также пригодится, если вы застряли в грязи, глубоком снегу или песке: другой автомобиль может вытащить ваш, потянув за трос.
Стандартная длина буксировочного троса – 4–6 метров. Он должен выдерживать значительную нагрузку, поэтому обращайте внимание на максимальную массу, на которую рассчитан трос. Для легковушки хватит модели на 2–3 тонны, но лучше с запасом (на 5 тонн), так как рывковые нагрузки при буксировке могут превышать массу авто. Есть два основных разновидности: стропы из синтетической ленты (нейлон, полиэстер) и стальные тросы (металлический канат в оплётке). Ленточные стропы легче и компактнее, не ржавеют, но могут порваться при резком рывке; стальные очень прочные, однако тяжелее, пружинят и могут травмировать, если лопнут. Многие водители сейчас выбирают синтетические тросы с динамической (упругой) характеристикой, которые тянут плавнее и уменьшают ударные нагрузки.
На обоих концах троса должны быть надёжные крюки или петли. Убедитесь, что на вашей машине есть исправные буксировочные проушины или крюки: обычно спереди и сзади под бамперами есть резьбовые отверстия, куда вкручивается специальный буксировочный буксирный крюк (идёт в комплекте с авто). Проверьте его наличие в багажнике! Если отсутствует – докупите подходящий (резьба часто стандартная, но лучше подобрать оригинальный).
Советуем иметь буксировочный трос всегда, даже в коротких поездках. Сегодня изделие хорошего качества можно приобрести недорого. Например, обратите внимание на тросы от LAVITA – они делают прочные буксировочные ленты с крюками на 5 тонн, длиной 4,5 м. Также бренд Дорожня Карта предлагает надёжные тросы из стального каната с креплениями. С таким снаряжением вы будете готовы «взять на буксир» товарища или попросить помощи, когда возникнет необходимость.
Севший аккумулятор – довольно типичная ситуация, особенно зимой или после долгой стоянки машины. Кабели для прикуривания (они же пусковые провода) позволят завести двигатель от аккумулятора другого автомобиля. Эта простая вещь может выручить вас холодным утром, когда стартер еле крутит, или если вы случайно оставили фары включёнными и аккумулятор разрядился. Поэтому пусковые провода – маст-хэв в дороге, особенно на дальние расстояния, где помощи ждать долго.
Набор кабелей состоит из двух изолированных проводов с мощными «крокодилами» (зажимами) на концах. Один кабель – красный (плюсовой), второй – чёрный или синий (минусовой). Чтобы прикурить, паркуете машину-донора рядом, соединяете плюсовую клемму разряженного аккумулятора с плюсовой клеммой донора (красным проводом), а минусовую клемму донора – с массой (металлической частью) машины, которая не заводится, чёрным проводом. После этого запускаете исправное авто, даёте ему немного поработать и зарядить аккумулятор, а затем пробуете завести свою машину. Когда двигатель заработал, провода снимают в обратной последовательности. Эта операция занимает 5–10 минут и экономит кучу времени и нервов.
Важно выбрать правильные пусковые провода. Главные критерии – достаточная длина (оптимально 2,5–3 метра, чтобы дотянуться между двумя машинами) и толстый провод с медными жилами, рассчитанный на большой ток. Провода должны выдерживать ток минимум 200–400 А для бензиновых двигателей и 600–800 А – для дизельных, которые тяжелее «крутить». Многие дешёвые кабели греются и плавятся – их брать не стоит. Также обратите внимание на «крокодилы»: они должны иметь хорошую пружину и достаточную площадь контакта, желательно с медными или латунными зубцами (а не просто окрашенный металл).
В магазинах автоаксессуаров продаются разные комплекты. Советуем продукцию, например, от CarLife или BELAUTO – эти бренды предлагают качественные пусковые провода с медным кабелем сечением ~16–25 мм² и надёжными изолированными зажимами. Такой комплект не подведёт и не расплавится в решающий момент. Храните кабели под рукой (в багажнике или даже под сиденьем) и периодически проверяйте их целостность. Помните, что один конец кабелей – это ваше спасение, а другой может понадобиться, чтобы помочь другому водителю. Имея при себе «прикуриватели», вы фактически застрахованы от внезапного каприза аккумулятора.
Даже если вы не автомеханик, минимальный набор инструментов в машине – вещь очень полезная. В дороге может понадобиться подтянуть ослабший болт, затянуть хомут, подправить что-то в двигателе или салоне. Не говоря уже о замене колеса – без инструментов никак. Базовый инструментарий не занимает много места, но значительно повышает вашу автономность.
Что должно входить в базовый набор? Вот рекомендуемый минимум: несколько гаечных ключей основных размеров (напр. 10, 13, 17), универсальный баллонный ключ (как упомянули выше), пассатижи (плоскогубцы), набор отвёрток – крестовая и плоская, желательно ещё маленькая «минусовая» для мелких винтиков. Также пригодятся: нож или мультитул, изолента, стяжки пластиковые (хомуты) – чтобы подвязать отвалившуюся деталь или проводку, перчатки (о них ниже). Некоторые водители возят и небольшой молоток – может понадобиться выбить что-то или как рычаг. Если в вашем авто колёсные болты закрыты колпачками – не забудьте тонкие плоскогубцы или спецкрючок, чтобы их снять.
Расширенный набор может включать торцевые головки (трещотка + набор головок на 8–27 мм) – полезно, если придётся откручивать что-то посерьёзнее. Но тащить с собой всё содержимое гаража не стоит, это и тяжело, и занимает место. Ориентируйтесь на возможные поломки именно вашего авто: например, для старенького ВАЗа понадобится больше ключей, а для современного авто, возможно, и не получится без специальных инструментов ничего починить.
Удобно приобрести готовый автомобильный набор инструментов в кейсе. Такие выпускают многие бренды. Присмотритесь к наборам CarLife или Дорожня Карта – они предлагают компактные чемоданчики с самыми необходимыми инструментами (ключи, головки, биты, отвёртки, пассатижи и др.). Качество инструмента среднего уровня, вполне достаточное для экстренного ремонта в дороге. Главное, чтобы кейс надёжно лежал в багажнике и инструменты не разлетались по всему багажнику на поворотах – поэтому храните набор в закрытом ящике или сумке.
Ещё одна полезная мелочь – фонарик. О нём подробнее дальше, но он тоже часть инструментария. И не забудьте про чистые тряпки или салфетки – вытереть руки или детали. Многие кладут к инструментам и небольшой запас крепежа: несколько гаек, болтов, саморезов, мелких предохранителей, кусок провода. Эти копеечные вещи иногда очень выручают, когда нужно что-то прикрепить или восстановить контакт.
Спущенное колесо – не всегда полный прокол. Бывает, что вы наехали на яму и спустило немного воздуха, или постепенно колесо теряет давление из-за микротрещин. Поэтому насос для подкачки шин – обязательный предмет в дороге. Подкачать шину до нужного давления нужно и после установки запаски, и перед дальним перегоном, если обнаружили, что колёса приспущены. Правильное давление – это безопасность и экономия топлива.
Конечно, ручным или ножным насосом сейчас мало кто пользуется – им на смену пришли автокомпрессоры. Это компактные электрические компрессоры, питающиеся от прикуривателя (розетки 12 В) или напрямую от аккумулятора. Они сами накачивают колесо до нужного значения. Какой компрессор выбрать? Обращайте внимание на производительность (литров в минуту) и максимальное давление. Для легковушки достаточно 30–50 л/мин, максимальное давление 4–7 атм. Также полезная функция – автоматическое отключение при достижении заданного давления (некоторые модели имеют встроенный манометр с выставлением нужного бара). Обязательно проверьте длину шланга и кабеля, чтобы доставало до всех колёс, и наличие переходников для накачки велосипедов, матрасов и т.п. (бонус).
Хороший компрессор быстро доведёт шину, скажем, с 1,8 бар до 2,2 бар за пару минут. Это лучше, чем ехать на недокачанном колесе до заправки и портить резину. Кроме того, компрессор – маст-хэв, если вы используете ремонтный герметик для шин: после закачки герметика обязательно нужно накачать колесо.
На рынке много марок автокомпрессоров. Рекомендацией будут модели от BELAUTO (Белавто) – например, серии «Урал», «Бурый Медведь» и др., они довольно популярны среди водителей за сочетание цены и качества. Также LAVITA выпускает надёжные компрессоры разной мощности. Выбирайте металлический корпус (лучше отводит тепло), поршневой тип. Храните компрессор в багажнике в штатной коробке или сумке, чтобы не повредился. И не забудьте потренироваться пользоваться им дома – чтобы в дороге всё было понятно.
Манометр. Если у вас ручной насос или компрессор без точного манометра, стоит иметь отдельный измеритель давления – манометр для шин. Они бывают аналоговые (стрелочные) или цифровые. Этот прибор поможет поддерживать оптимальное давление, что влияет на управляемость и долговечность резины. Однако большинство современных компрессоров имеют встроенные манометры, так что отдельный можно не брать, разве что для контроля точности.
Фонарик – кажется мелочью, но попробуйте ночью заменить колесо или заглянуть под капот без него... В тёмное время суток или в неосвещённом месте мощный фонарь станет вашим «вторым солнцем». Он поможет и знак аварийный лучше установить, и мелкий ремонт сделать, и подать сигнал при необходимости.
Автомобильный фонарик должен быть компактным, ударопрочным и достаточно ярким. Желательно LED (светодиодным) – такие долговечны и экономно расходуют заряд. Питание – либо от сменных батареек (AA, AAA), либо аккумуляторный. Есть модели, заряжающиеся от прикуривателя или USB – это удобно. Обратите внимание на модели с магнитом или крючком – их можно прикрепить под капотом или к двери, чтобы светил и освобождал руки. Также популярны налобные фонари: надел на голову – и обе руки свободны, очень выручает при ремонте.
Лучше, если фонарик будет иметь несколько режимов: обычный луч и рассеянный свет, а также мигающий красный – его можно использовать как дополнительный аварийный сигнал позади авто. Некоторые автомобильные фонари даже оснащены жёлтым мигающим маячком для этого.
Поскольку фонарик – электроника, стоит покупать качественные брендовые модели. Из бюджетных, но надёжных – Camelion, Fenix, Silva и др. (эти бренды вне списка, но не реклама, а пример). В нашем контексте можно упомянуть, что CarCommerce имеет в ассортименте удобные ручные фонари и лампы на магните, предназначенные для авто. Присмотритесь также к комбинированным устройствам – например, аварийный фонарь-«жезл» с красным мигающим режимом и функцией разбить стекло/перерезать ремень. Но даже простого компактного LED-фонарика вполне хватит.
Храните фонарь в салоне или верхнем слое багажа, чтобы легко достать. Проверяйте раз в пару месяцев, не сели ли батарейки. Лучше держать запасной комплект батареек или зарядный кабель для аккумуляторного фонаря. Поверьте, в темноте этот прибор буквально бесценен, и вы сразу добрым словом вспомните, что положили его в дорожный набор.
Незаменимая и часто недооценённая вещь – рабочие перчатки. Когда приходится копаться в двигателе или менять колесо, руки быстро пачкаются и могут пораниться об острые детали. Пара прочных перчаток защитит ваши ладони от грязи, порезов, ожогов и позволит смело браться за горячие или масляные предметы. Желательно иметь водонепроницаемые или прорезиненные перчатки – в них можно даже возиться в мокром снегу. Подойдут строительные, с прорезиненной ладонью, или специальные автомобильные перчатки с противоскользящим покрытием.
Кроме перчаток, держите в машине кое-что для поддержания гигиены: упаковку влажных салфеток, рулон бумажных полотенец, пачку сухих салфеток. Они помогут вытереть руки, лицо, протереть загрязнённые детали или стёкла. Также пригодятся мусорные пакеты – сложить грязные тряпки или использованные салфетки, чтобы не сорить в багажнике. Добавьте в набор маленький флакон антисептика или жидкого мыла (если есть вода) – после ремонта или замены колеса захочется элементарно помыть руки.
Средства гигиены важны не только при поломках. В долгой дороге может негде быть помыть руки перед перекусом, или придётся в поле поменять ребёнку подгузник – тут выручат влажные салфетки. Так же антибактериальный гель нужен, если вы остановились перекусить, а воды нет.
К этой же категории можно отнести и автокосметику: например, набор сухих и влажных салфеток для стёкол и панели. Во время дождевой поездки стёкла изнутри потеют – протереть поможет тряпка из микрофибры. Или в поле на лобовое стекло налипли насекомые – опять же, специальная салфетка или спрей решат проблему. Поэтому небольшой набор автокосметики в дороге не помешает.
Бренд ZOLLEX имеет немалый ассортимент салфеток и средств по уходу за авто – можно положить, например, их влажные салфетки для стёкол или рук. Но и обычные бытовые тоже подойдут. Главное – не забывать пополнять запас по мере использования. Перчатки после применения просушите и положите обратно. Следите, чтобы салфетки не высыхали (герметично закрывайте упаковку). Мелочи, а путешествие сделают значительно комфортнее, ведь вы сможете сохранить чистоту даже в полевых условиях.
Многим приходилось видеть на трассе автомобиль, владелец которого идёт по обочине с канистрой в руках... Чтобы не оказаться в такой ситуации, стоит иметь в арсенале канистру для бензина (или дизтоплива – в зависимости от вашего двигателя). Идея в том, что если вы вдруг прозевали остаток топлива и рискуете остановиться с пустым баком, у вас есть ёмкость, с которой можно добраться до ближайшей АЗС пешком или попросить других водителей поделиться топливом.
Конечно, лучше всего – не доводить до пустого бака и планировать заправки заранее. Но в далёком путешествии, особенно по незнакомой местности, всякое бывает. Можно не расчитать, что следующая заправка через 100 км, или заправка закрыта/без света. В таком случае запас 5–10 литров топлива, который лежит у вас в багажнике, буквально довезёт вас до цивилизации.
Итак, канистра бывает двух вариантов: пустая канистра для того, чтобы принести бензин, и заправленная канистра, которую вы возите с собой как резерв. Металлическая или пластиковая – это уже выбор. Металлические (стальные) канистры прочнее и долговечнее, но тяжелее; пластиковые легче, не ржавеют, однако могут раздуваться от паров. Выбирайте специальную канистру для топлива, с надёжной крышкой, которая не протекает. Объём – оптимально 5 или 10 литров для легковушки. Больше не стоит, это лишний вес и опасность.
Если решили возить с собой заправленную канистру, соблюдайте меры безопасности: заполняйте не до краёв (чтобы оставалось место для расширения топлива), плотно закручивайте и держите в багажнике в фиксированном положении, чтобы не опрокидывалась. Не держите канистру в салоне – пары бензина опасны и могут усыпить или отравить. Избегайте нагрева канистры (например, прямыми солнечными лучами). Время от времени заменяйте топливо в ней, потому что бензин при длительном хранении теряет свойства.
Если же везёте канистру пустой, убедитесь, что она чистая и сухая внутри, без остатков старого топлива, ведь вы можете залить новое на АЗС. Пустую канистру тоже следует закрывать, чтобы не было запаха. И держите под рукой воронку – из-за современной “защиты от слива” в горловинах баков бывает трудно залить бензин прямо из канистры, поэтому вам потребуется лейка (некоторые канистры имеют гибкий носик для этого).
В продаже есть сертифицированные автомобильные канистры, например от CarLife (пластиковые 5-литровые с носиком) или металлические военного типа. Выберите ту, что вам по душе, и пусть она просто лежит себе в багажнике – возможно, никогда и не понадобится, но «на всякий случай» точно добавит уверенности в дальних поездках. Кстати, не только вам – если кто-то другой на трассе останется без бензина, вы сможете одолжить ему свою канистру и, возможно, таким образом спасёте чьё-то путешествие.
Помимо топлива, в автомобиле есть и другие технические жидкости, без которых не обойтись, особенно в долгой дороге. Стоит возить с собой небольшой запас основных из них:
Охлаждающая жидкость (антифриз) – двигатель может «закипеть» на затяжном подъёме или в пробке жарким днём, и тогда долить антифриз – единственный способ добраться до сервиса без перегрева. Возьмите литр-два того антифриза, который залит в вашу систему (или совместимого). Кстати, желательно иметь и литр дистиллированной воды – её можно залить, если антифриз вытек, а фирменной жидкости под рукой нет. Вода также пригодится для омывателя или чтобы руки помыть.
Тормозная жидкость – не обязательно всё время возить, но если у вас старое авто с «аппетитом» к ней, бросьте маленький флакон. Без тормозов ехать нельзя – так что контроль уровня и долив в случае утечки критически важны.
Масло моторное – как правило, современные моторы между заменами не требуют долива, но если ваш двигатель «подъедает» масло, то держите литровую бутылку того же бренда и вязкости, что залито сейчас. Долить 200–300 грамм в случае падения уровня – нормальная практика, чтобы не допустить масляного голодания. Если же двигатель исправен и не расходует масло, можно не возить – смотрите по обстоятельствам.
Жидкость омывателя – запас незамерзайки зимой или обычного омывателя летом тоже никогда не лишний. На трассе, особенно после дождя, очень быстро расходуется омывайка стекла из-за грязи с дороги. Поэтому бросьте в багажник канистру 3–5 литров. Зимой, понятно, с зимней незамерзающей жидкостью (рассчитанной на −20…−30 °C), летом – с жидкостью, хорошо отмывающей насекомых и пыль. Кстати, есть концентраты, которые занимают меньше места: 1 л концентрата = 5 л готового омывателя, разводите на заправке водой – и всё.
Предохранители – электрика в машине может подвести в любой момент, и часто проблема решается просто – заменой перегоревшего предохранителя. Возьмите набор предохранителей разного номинала, подходящих вашему авто (мини или стандартные, 5 А, 10 А, 15 А, 20 А и т.д.). Они дешёвые и маленькие, зато выручат, когда вдруг погас свет или перестало что-то работать из-за сгоревшей «фюзы». Многие производители даже комплектуют новые авто запасными предохранителями с завода – проверьте в блоках, возможно, там уже есть запас.
Лампочки – ещё одна важная категория расходников. Фара, перегоревшая ночью, – это очень опасно и запрещено ПДД. Поэтому минимум одну запасную лампу ближнего света стоит иметь. Если у вас галогенки – купите пару таких ламп и держите про запас (при замене лучше менять сразу две, но хотя бы одна в запасе нужна). Также можно добавить лампы габаритов, стоп-сигнала, поворотов – они недорогие и маленькие. В некоторых странах Европы (например, Франции, Италии) набор запасных лампочек является обязательным в автомобиле, так что если планируете путешествие за границу – это маст-хэв. Для LED-фар, конечно, так не сделаешь, но тогда хотя бы следите за их состоянием.
Многоцелевой спрей. Возьмите маленький аэрозоль WD-40 или аналог (например, силиконовый спрей). Он пригодится для смазки петель, замков, устранения скрипа, вытеснения влаги из проводки (особенно когда после мойки что-то коротит). Бренд ZOLLEX выпускает неплохой аналог WD-40 в баллончиках – можно приобрести. Также есть графитовые смазки для замков (актуально зимой, чтобы не замерзали).
Другие мелочи: кусок провода, хомуты-стяжки (упоминали), изолента – всё это мелочь, которую стоит кинуть в ящик с инструментами. Зимой можно добавить средство для размораживания замков (баллончик, который открывает примерзшие замки). Если авто старое – наждачная бумага для зачистки свечей или клемм аккумулятора. Такие вещи не раз выручали в дороге.
Конечно, не обязательно возить абсолютно всё из перечня – учитывайте состояние своего авто и длительность поездки. Но подготовка к дороге должна включать проверку уровней жидкостей и наличие запасов. Лучше взять лишнее, чем потом жалеть. Например, отправляясь зимой в горы, добавьте канистру антифриза; в летнюю жару – больше воды и омывайки. И обязательно – воронку для аккуратного долива жидкостей, чтобы не пролить на двигатель. Как видно, большинство этих расходников компактны: набор предохранителей – с ладонь, лампочки – с кулак, спрей – баллончик 200 мл. Они найдут уголок даже в маленьком багажнике, зато в критический момент достанете нужную «пилюлю» и решите проблему своими силами.
Ещё один аспект – сезонность. В разные времена года дорожные условия меняются, и к базовому комплекту стоит добавить несколько специфических вещей под сезон. Подготовка к зиме существенно отличается от летней поездки. Рассмотрим, что именно пригодится зимой, а что – летом, и как это интегрировать в ваш автомобильный набор.
Зима бросает водителям свои вызовы: холод, снег, лёд, ранние сумерки. Вот перечень вещей, которые следует иметь в машине зимой:
Щётка для снега и скребок для льда. После снегопада ваш автомобиль превратится в сугроб, и перед выездом нужно очистить его от снега и льда. Специальная щётка со скребком – инструмент №1 зимой. Щёткой с длинной ручкой сметаем снег с крыши, капота, стёкол, а пластиковым скребком снимаем лёд с ветрового и боковых стекол, фар. Сейчас есть комбинированные модели: с одной стороны щётка, с другой – скребок, очень удобно. Выбирайте щётку с мягким ворсом, чтобы не царапала краску, и скребок из прочного пластика. Бренды CarLife и LAVITA имеют широкий выбор таких щёток-скребков разной длины, некоторые даже телескопические (раздвижные, чтобы дотянуться до крыши внедорожника). Без этого инвентаря зимняя поездка просто невозможна, ведь очистить авто руками или случайным предметом – долго и неэффективно.
Лопата для снега. Если вы живёте или путешествуете в регионе с обильными снегопадами, складная автомобильная лопатка – ваше спасение. Машину может замести на парковке, или вас может занести в сугроб на обочине – откопаться поможет только лопата. Многие фирмы (тот же BELAUTO, Lavita) выпускают компактные складные лопаты из стали или прочного пластика. Они разбираются на части или складываются и легко помещаются в багажнике. Несмотря на небольшой размер, такая лопата вполне способна откидывать снег из-под колёс или расчищать место вокруг авто.
Одеяло или плед. Тёплый плед, одеяло или термоковдра – необходимая вещь, если зимой придётся застрять и ждать помощи в холодной машине. Двигатель может не работать (или топлива мало), значит греться нечем. Хорошо иметь шерстяное одеяло или специальное фольгированное термоодеяло (изотермическое покрывало). Оно сохранит тепло вашего тела и не даст замёрзнуть, если придётся несколько часов провести в неподвижной машине на морозе. Одеяло также можно постелить на землю, когда приходится лезть под машину, или укрыть ребёнка на заднем сиденье во время долгой дороги. В общем, применений много, а места оно занимает немного – можно держать на заднем диване или в багажнике.
Дополнительная одежда. Это уже не предмет, а рекомендация – зимой всегда имейте в машине хотя бы одну запасную тёплую куртку или свитер, шапку, рукавицы. Если вы отправляетесь далеко через малонаселённые области, также положите тёплые штаны или термобельё. В мороз минусовые температуры опасны: при поломке или заторе люди в авто быстро замерзают. Резервная одежда страхует, даже если вы выехали в лёгкой куртке, а вдруг где-то застряли на трассе ночью.
Противобуксовочные средства. В гололёд или глубокий снег помочь тронуться могут небольшие хитрости. Возите в багажнике мешочек песка или мелкого гравия – если колёса пробуксовывают, подсыплете под них для сцепления. Некоторые водители возят старый коврик или кусок мешковины: подложить под буксующее колесо – и выехать из ловушки. Есть и специальные пластиковые траки (решётки), которые кладут под колёса для выезда – их тоже можно приобрести. Если часто бываете на бездорожье или в горах зимой, подумайте о цепях противоскольжения. Это металлические цепи, надевающиеся на ведущие колёса для езды по глубокому снегу или льду. В Украине они редко нужны, но для поездки, скажем, в Карпаты в снегопад – вещь полезная. Цепи (или текстильные браслеты противоскольжения) продаются в большинстве автомагазинов, да и CarCommerce известен как производитель качественных цепей для легковых авто. Если планируете зимнюю поездку в горы – бросьте комплект в багажник, на всякий случай.
Незамерзающая жидкость и силикон. Уже упоминали, но повторим: зимой никакая поездка невозможна без незамерзайки в омывателе. Контролируйте её уровень и обязательно возите запас 5 литров. Также полезно иметь силиконовый спрей или тюбик силиконовой смазки – смазать дверные уплотнители, чтобы не примерзали, и замки дверей. Если машина ночует на морозе, эти средства утром избавят от проблем со заледеневшими дверями.
Стартер или аккумулятор. Это уже опции для предусмотрительных: переносной пусковой бустер (устройство для старта двигателя без посторонней помощи) – выручит, если аккумулятор сел в ноль и никого нет для «прикуривания». Если бюджет позволяет, приобретите такой гаджет. Ещё вариант – возить заряженный PowerBank для аккумулятора или второй аккумулятор, но это скорее для экстремалов.
Подытоживая зимний набор, можно сказать: готовьтесь к холоду и снегу. Лучше взять лишний свитер и лопату, чем потом мёрзнуть в сугробе. Проверьте также состояние своего авто к зиме: аккумулятор, свечи, антифриз, зимние шины – всё это тоже часть подготовки, хотя и не предметы в багажнике. А когда машина технически исправна и укомплектована зимним снаряжением, любая метель не застигнет вас врасплох.
Летом вроде бы легче: тепло, дни длинные. Но и жара имеет свои сложности, а поездки часто длиннее (отпуска, поездки на море). Вот что стоит иметь в авто летом:
Солнцезащитный экран (шторка) на лобовое стекло. Когда вы припарковались под солнцем, салон очень нагревается. Отражающий экран на стекло уменьшает температуру внутри, защищает пластик от перегрева. Он лёгкий, складывается, его можно сунуть между сиденьями. Есть также шторки на боковые окна для пассажиров – чтобы солнце не напекло детей сзади. Этот аксессуар сделает летнюю поездку комфортнее, особенно если нет кондиционера.
Запас охлаждающей жидкости. В жару двигатель работает на пределе температур. Если система охлаждения где-то чуть подтекает или радиатор слабоват, в пробке может подняться температура. Долить 200–300 мл антифриза часто достаточно, чтобы снять тревожную лампу двигателя и дать мотору «глоток прохлады». Поэтому литр антифриза – маст-хэв, как мы уже говорили. Также следует проверять уровень моторного масла перед долгими поездками – летом двигатель может немного «подъедать» масло сильнее.
Дополнительная вода. Вода нужна не только машине, но и людям. В жару нужно много пить, и когда вы застрянете в пробке или на безлюдной трассе, бутылка воды спасёт от обезвоживания. Кроме того, кипячёная или дистиллированная вода станет резервом для радиатора или бачка омывателя (летом можно лить воду, но лучше специальную жидкость). В крайнем случае водой можно промыть небольшую рану, смыть грязь с рук, облить тормоза при перегреве (если уж совсем плохо). Поэтому возите с собой всегда хотя бы 1–2 литра питьевой воды в баклажке, а летом – и все 5 литров. Поставьте канистру под ноги задних пассажиров или закрепите в багажнике – лишним не будет.
Холодильник или термосумка. Не обязательно, но если есть место – в дороге будет очень кстати. Переносной автомобильный холодильник от прикуривателя или термосумка с хладоэлементами позволят иметь прохладную воду, сохранить еду от порчи. Летом продукты портятся моментально, а холодные напитки – это вопрос самочувствия. Так что в долгих летних путешествиях это не роскошь, а полезная вещь.
Средства от солнца и насекомых. Опять же, не сам авто, но про комфорт поездки. Бросьте в бардачок солнцезащитный крем и очки – чтобы не обгореть и лучше видеть дорогу при ярком свете. А если едете на природу – возьмите спрей от комаров и клещей, чтобы остановки на отдых не превратились в битву с насекомыми.
Огнетушитель (проверенный!). Да, он у нас и так должен быть, но летом его актуальность выше: жара, легковоспламеняющиеся сухостойные обочины. Пусть будет под рукой и заряженным. И плюс покрывало от огня – специальное огнестойкое полотно для тушения (опционально, для тех, кто прям сильно заморачивается безопасностью).
Летом важно перед выездом проверить состояние системы охлаждения, кондиционера, давление в шинах (на раскалённом асфальте перекачанные шины – риск взрыва). А с собой иметь воду, защиту от солнца и минимум технических жидкостей. Тогда даже 30-градусная жара не омрачит ваше путешествие.
Украина – большая страна, и отправляясь в дальнюю поездку на авто по ее просторам, следует учесть некоторые специфические моменты. Дороги у нас местами бывают сложными, инфраструктура не везде развита, а погода может меняться кардинально от региона к региону. Вот несколько советов, как подготовиться и о чём помнить, путешествуя автомобилем по Украине:
Расстояния и заправки. Планируйте маршрут с учетом заправок. На основных трассах проблем нет – АЗС каждые 30–50 км. Но если вы направляетесь куда-то в глубинку (горные районы, сельская местность), заправки могут попадаться редко. Не допускайте падения уровня топлива ниже четверти бака, дозаправляйтесь при случае. Держите канистру наготове, как мы советовали. В некоторых регионах (например, горные перевалы в Карпатах) есть участки в 100 км без АЗС – учитывайте это. Также имейте немного наличных, потому что на мелких заправках может не работать терминал или не приниматься именно ваша карта.
Качество дорог. Увы, оно не везде хорошее. Главные трассы сейчас ремонтируются и довольно неплохие, но съедьте на второстепенную – и можно попасть на набор ям. Учтите это в отношении скорости и нагрузки: лучше ехать медленнее, но целым. Обязательно проверьте давление в запаске и состояние домкрата перед путешествием – пробить колесо на яме у нас не диковинка. Также желательно иметь комплект латок или тот же герметик для шин, если два колеса повредите (редко, но бывает).
Связь и навигация. В отдалённых уголках (гора, лес, дальние сёла) может быть слабая мобильная связь или её отсутствие. Не полагайтесь только на онлайн-навигатор. Скачайте офлайн-карты на телефон (например, Google Maps позволяет, или OsmAnd) – чтобы иметь маршрут без интернета. А ещё лучше – держите бумажную карту Украины, хотя бы автоатлас. Он поможет сориентироваться, если и GPS подведёт. Кстати, бренд Дорожня Карта выпускает бумажные карты и атласы дорог – символичное совпадение с названием. Не менее важно – зарядные устройства: непременно возьмите автомобильную зарядку для телефона, PowerBank на случай поломки авто (чтобы телефон был заряжен, пока ждёте помощи). Путешествовать по Украине хорошо с аудиосопровождением – скачайте в плейлист любимую музыку или подкасты, потому что радио покрытие тоже не везде идеальное.
Климат и погода. Отправляясь, изучите прогноз. У нас возможны и жара за +35, и грозы с ливнем, и туман, и град. Если путь проходит через Карпаты, будьте готовы к резкому ухудшению погоды на перевалах: дождь, туман, даже снег в мае или сентябре. Поэтому набор должен включать все упомянутые вещи по сезону: и дождевики, и скребки, и солнцезащитные очки. В горах стоит ехать с дневными ходовыми или ближним светом даже днём – не забудьте про запасные лампы.
Безопасность и документы. По Украине сейчас (если читатель в 2025 году) действуют военные риски в некоторых регионах востока и юга. Проверяйте актуальную информацию о безопасности маршрутов, возможных блокпостах, комендантских часах. Документы – водительское удостоверение, техпаспорт, страховка ОСАГО – само собой должны быть с вами. Желательно иметь и аптечку, и огнетушитель в быстром доступе, потому что полиция может проверить их наличие на стационарных постах или при остановке. Штраф за отсутствие – это мелочь, главное, что их отсутствие недопустимо для вашей же безопасности.
Помощь на дороге. Запишите себе несколько номеров служб помощи: общий номер 112 (единый номер экстренных служб в Украине), номер технической помощи от вашей автостраховки (если есть), контакты друзей в регионе, куда едете. В случае поломки или аварии лишняя телефонная поддержка не помешает. Также существуют сообщества автомобилистов в Telegram/Viber по городам, где можно попросить совета или помощи – узнайте о таких, если едете, например, в Карпаты, возможно, есть локальные чаты.
Ночёвка и отдых. Если путь длинный, планируйте остановки. В Украине много площадок отдыха на трассах – пользуйтесь ими, чтобы размяться, выпить кофе. Не продолжайте движение, если чувствуете усталость или сонливость – остановитесь и передохните. Безопасность – приоритет. На ночь становитесь в освещённых местах, возле заправок или мотелей, не на обочине трассы в темноте.
Особенности правил. В Украине обязательно все в авто должны быть пристёгнуты. Дети – в автокресле до 12 лет или 145 см роста. Ближний свет вне населённых пунктов – включён всегда, день и ночь (или дневные ходовые). Штрафы за превышение скорости сейчас контролируются камерами, так что не превышайте – путешествуйте спокойно. Ваш «обязательный набор» должен включать и соблюдение этих норм.
Зная эти нюансы, вы сможете заранее подготовиться и избежать многих проблем. Украина прекрасна для автомобильных путешествий: есть и новые трассы, и красивые грунтовки в горах, и безлюдные пути по степям. Главное – чтобы ваш автомобиль был к этому готов, а в багажнике лежало всё необходимое для непредсказуемых поворотов судьбы.
Итак, мы рассмотрели полный набор вещей в дорогу для авто, которые стоит положить в багажник (а что-то – и в салон). Такой комплект значительно повышает вашу уверенность за рулем и гарантирует, что мелкие неприятности не испортят поездку. Обязательное в машине – это аптечка, огнетушитель, аварийный знак, без которых нельзя выезжать по закону и здравому смыслу. Но помимо них, в багажник стоит добавить инструменты, трос, кабели для «прикуривания», насос или компрессор, фонарик, перчатки, гигиенические принадлежности, воду и другие полезные мелочи. Мы также дали сезонные рекомендации: зимой дополнить набор щёткой, лопатой, тёплой одеждой, а летом – солнцезащитным экраном, запасом воды и т.д. Не забыли и про специфику поездок по Украине – планирование заправок, навигацию, безопасность.
Формируя свой автомобильный набор, вы можете ориентироваться на наш список и адаптировать его под свои нужды. Нет универсального набора для всех, но приведённый перечень – это базис, с которым любой водитель будет чувствовать себя спокойнее при любых обстоятельствах на дороге. Регулярно просматривайте и обновляйте содержимое багажника: подготовка к дороге – это не разовая акция, а постоянная привычка ответственного автомобилиста.
Напоследок стоит упомянуть, что сейчас продаются готовые «аварийные наборы» и «наборы автомобилиста» – удобные сумки, в которых уже собрано самое важное. Например, комплекты от CarLife, Allride или Falcon (последние две – общеизвестные марки) содержат аптечку, огнетушитель, знак, жилет, иногда и инструменты с тросом. Это может быть хорошим стартом, который вы дополните собственными вещами. Либо соберите свой комплект самостоятельно, используя подсказки из этой статьи – зато будете точно знать, что и где лежит.
Пусть ваш багажник будет правильно укомплектован, а все эти предметы никогда серьёзно не понадобятся – но если что, вы вооружены и готовы. Желаем безопасных дорог, интересных путешествий и удовольствия от вождения! Ни гвоздя ни жезла – и помните: ваша безопасность начинается с хорошей подготовки.